прислать материал задать вопрос
ГлавнаяПсихологияСамоорганизация личности: уровни, методы и основы

Самоорганизация личности: уровни, методы и основы

770 0

Самоорганизованный человек

Пожалуй каждый человек желающий добиться успеха в жизни понимает, что важную роль в этом играет внутренняя самоорганизация. Именно благодаря ей можно ставить перед собой цели и добиваться их. В этой статье мы поговорим, какие бывают уровни самоорганизации и каком образом развить этот немаловажный навык.

Что такое самоорганизация личности

Самоорганизация личности включает в себя развитие воли, интеллекта с помощью самодисциплины, самообразования, приобретения навыков и выработки устоявшихся привычек для выполнения поставленных задач. Если проще, то вы должны нести ответственность за свои действия, критически их оценивать, ограничивать себя в желаниях ради достижения цели.

Самоорганизованные люди умеют ставить задачи, планировать каждый день, преодолевать трудности, встречающиеся на пути, не сворачивать с выбранной дороги. Они стремятся к личностному, карьерному росту, умеют мотивировать себя, отличать главное от второстепенного.

Самоорганизации не поддаются люди инфантильные, бесхарактерные, не осознающие себя как отдельную личность, с отсутствующим чувством долга.

К принципам самоорганизации относятся: креативность, толерантность, самоотдача, открытость, постоянное развитие.

Если желание и цель совпадают, это хорошо, но недостаточно. Желание может быстро измениться, все усилия пропадут даром. Намерение без волевых усилий тоже ведёт в никуда. Только поставленная цель самоорганизованной личностью приводит к результату.

Нужно научиться преодолевать лень, неуверенность. После принятия решения для сомнений места нет. Если на начальном этапе приходится себя преодолевать, то впоследствии ежедневные действия входят в привычку, становятся само собой разумеющимся.

Умение управлять собой, позволяет впоследствии руководить другими.

Комплекс действий, который включает в себя самоорганизация

Для воспитания самоорганизованной личности нужно работать в трёх направлениях:

  • вырабатывать необходимые качества, свойства, которые отсутствуют;
  • развивать полезные для дела уже существующие навыки, черты характера;
  • избавляться от недостатков, мешающих управлять своей жизнью.

Понятие самоорганизации личности включает в себя комплекс действий:

  • постановку долгосрочных задач;
  • анализ;
  • составление краткосрочных и долгосрочных планов;
  • контроль над своими действиями, их корректировку.

После постановки цели выбирают или создают способы, средства, приёмы её достижения.

Каждое из основных действий можно разложить на несколько детализированных. Например, планирование. Сначала анализируют способы планирования, осуществляют самоконтроль над ним и при необходимости корректируют.

При выполнении основных действий требуется воля для преодоления препятствий, активизации усилий, направленных на выполнение поставленной задачи.

Начинают с упорядочения своей жизнедеятельности, выражающейся в самодисциплине, самоограничении, критической самооценке, умении жить и мыслить рационально.

Нужно планировать не только работу, но и отдых, экономно тратить временные и финансовые ресурсы, принимать продуманные решения, стремиться к их реализации.

Кроме рациональности помните о развитии духовной культуры, включающей:

  1. желания, потребности, мечты;
  2. образование;
  3. религиозные убеждения;
  4. развитие способностей.

Чтобы сделать мир лучше, изучайте гуманитарные науки. Развитый интеллект, видение прекрасного в природе, произведениях классиков делает жизнь более красочной и чувственной. Самосовершенствование культурного уровня —неотъемлемая часть самоорганизации. Используя эти пункты можно также найти себя или что-то новое для своей жизни.

Какие бывают уровни самоорганизации

Различают три уровня самоорганизации личности:

  • Низкий

Психоэмоциональная защита проявляется на уровне подсознания, защищающего психику от тревожности, неспокойной совести, переживаний за конфликтные состояния. Подсознание ограждает от неприятных, трагических воспоминаний с помощью вытеснения, изоляции, сублимации, отрицания событий.

У человека с низким уровнем самоорганизации отсутствует мотивация, он не склонен к планированию и рациональному использованию времени.

  • Средний

Средний уровень самоорганизации предполагает преобладание эмоционального перед рациональным. В этом случае человек осознаёт себя как личность, обладает характером, понимает ценность времени, планирования. Но у него слабая мотивация, рефлексивные умения, поэтому он не способен на самоконтроль, неактивен, склонен к промедлению.

  • Высокий

Высокий уровень самоорганизации включает личностные характеристики, помогающие идти к цели, высокую мотивацию, образование, профессионализм, доведённый до совершенства. Человек с высоким уровнем организации своей жизнедеятельности чётко осознаёт свои потребности, умеет ломать стереотипы, использует тайм-менеджмент.

К комплексу свойств личности обеспечивающему высокий уровень самоорганизации относится:

  1. высокое чувство долга;
  2. чувство собственного достоинства;
  3. духовное развитие;
  4. активная жизненная позиция;
  5. умение творить, созидать;
  6. способность к постоянному обучению и изменению себя;
  7. высокоразвитый интеллект.

Высокоорганизованная личность является носителем культурных, духовных, нравственных ценностей. Умеет любить и сопереживать.

Качества личности и умения, способствующие владению навыками самоорганизации

Самоорганизация требует комплексного подхода, предъявляет определённые требования к личностным качествам человека.

Чтобы организовать своё время, работу, учёбу нужно:

  • Быть целеустремлённым

Целеустремлённость — направление деятельности на достижение цели несмотря на препятствия. Но это не значит что нужно действовать импульсивно. Иногда ради дела выжидают удобный момент.

  • Иметь уверенность и решительность

Такой аспект самоорганизации как уверенность подразумевает отсутствие тревожности за репутацию, престиж. Люди, уверенные в себе, действуют по своему усмотрению без оглядки на окружение.

Решительные личности выполняют поставленные задачи без раскачек и проволочек. У них отсутствуют сомнения, копание в себе.

Они встают по первому звонку будильника, придя в офис, сразу включаются в рабочий процесс, а не обсуждают последние новости за чашечкой кофе, как некоторые коллеги.

  • Проявлять инициативу

Инициативность основывается на идеях, планах, воображении. Люди, обладающие этим качеством, умеют сплачивать коллектив вокруг яркой идеи.

  • Быть настойчивым и энергичным

Идя к цели, настойчивые люди не сбавляют активности при внутренних препятствиях, внешних противодействиях.

  • Уметь планировать

Чтобы достигнуть результатов, нужно уметь составлять план действий, заранее рассчитывать шаги, правильно распределять нагрузку. Разделять пункты плана на дела первостепенной и второстепенной важности.

  • Контролировать эмоции

Эмоции отвлекают от дела, мешают концентрировать внимание на выполняемом действии. При умении владеть собой, вы становитесь хозяином своей жизни.

  • Нести ответственность за свои поступки

Если родители научили не искать виновных в своих неудачах, находить пути преодоления трудностей, не перекладывать ответственность на других, то это качество значительно облегчит процесс самоорганизации.

  • Не лгать окружающим и себе

Ложь — порождение страхов. А страх и управление своей жизнью несовместимы. Только правдивый человек может донести до окружающих объективную информацию.

Как развивать в себе навыки самоорганизации

Развитие самоорганизации личности подразумевает действия, направленные на выработку, приобретение знаний, умений, привычек:

  • Самообразовывайтесь

Обучайтесь в образовательных учреждениях и самостоятельно. Чем больше знаний, тем точнее и рациональнее постановка цели, выбор способов её достижения. Образование ведёт к накоплению знаний, уважению окружающих, помогает реализовываться в жизни.

  • Познавайте себя

Имейте убеждения, постигните смысл жизни, определитесь со своими потребностями, желаниями. Осознайте себя как личность, Самооценка позволяет объективно определить свои недостатки и достоинства, манеру взаимодействия с другими людьми.

  • Ставьте конкретные цели

Только ясное представление о том, чего хотите достигнуть, придаст сил в ежедневной работе, сделает вас преуспевающей личностью. Определите критерии по которым будете судить о своём приближении к цели. Не торопите события, радуйтесь скромным победам. Кроме профессиональных, ставьте перед собой жизненные цели.

Автор многих бестселлеров Лотар Зайверт предложил сначала изучить теорию и технологию поиска целей, а затем их сформулировать. Дифференцировать задачи по жизненным этапам, периодически проводить их инвентаризацию.

  • Учитесь подстраиваться под ситуацию

Будьте гибкими, умейте подстраиваться под сложившиеся обстоятельства.

  • Избавляйтесь от беспокойства

Учитесь на прошлых ошибках. Анализируйте беспокоящие мысли. Спросите себя, насколько существенно то, чего вы боитесь, что случится если это произойдёт. Принимайте неизбежное, уйдите полностью в дела, чтобы для ненужных мыслей не оставалось времени.

  • Вовремя расслабляйтесь

Если сделаете передышку в работе до того, как поймёте, что очень устали, вам понадобится меньше времени на отдых. Этим увеличите свою продуктивность.

  • Разделяйте дела по степени важности

Научитесь планировать. Определите ближайшие и долговременные задачи. Пользуйтесь органайзером. Планы должны быть задокументированы и подвергаться проверке на предмет выполнения пунктов. То, что не успели сделать, переносите на следующий день.

Обязательно указывайте временные рамки, планируйте рабочее и личное время. Оставляйте свободное место для непредвиденных дел. Оценивайте реально свои возможности, не планируйте большой объём дел, который не в силах выполнить.

  • Учитесь правильно общаться

Перед тем как донести идею окружающим, тщательно её обдумайте, проанализируйте. Не превращайте диалог в монолог, выслушайте собеседника. Избегайте двусмысленных слов, жестов, следите за артикуляцией, культурой речи.

  • Организовывайте рабочее место и жизненное пространство

Чтобы не тратить время на поиски предметов, нужных для выполнения действия, подготовьте всё необходимое заранее. Иначе вы можете надолго отвлечься от рабочего процесса из-за эмоциональной нестабильности.

  • Развивайте самодисциплину

После постановки цели идите к ней независимо от психоэмоционального состояния, желаний, других субъективных отвлекающих факторов.

Примеры самоорганизации и самодисциплины.  Если вам рано вставать на работу, выработайте привычку ложиться спать в одно и то же время, чтобы на сон оставалось время достаточное для восполнения сил. Забудьте про поздний просмотр телевизионных программ или компьютерные игры. Исключите из жизни пустые телефонные разговоры, бесцельное просиживание в социальных сетях. Будьте пунктуальны. Если назначили встречу, не опаздывайте, придите на 5 минут раньше срока.

Книги по самоорганизации личности

Обзор книг, рекомендуемых к прочтению для понятия основ и конкретных действий по самоорганизации личности:

  • «Сила воли. Как развить и укрепить» автор: Келли Макгонитал

Практический психолог доктор философских наук даёт рекомендации по развитию силы воли, поясняет какое отношение к этому качеству имеют сон и отдых. Советует не бросать начатое дело, а доводить его до конца несмотря на внешние и внутренние препятствия, уметь устоять перед соблазном и влечением.

Писатель доносит мысль о том, что самоорганизация построена не только на психологических аспектах, но и на физиологических ограничениях.

  • «Самоорганизация «изнутри наружу» автор: Джулия Моргенстерн

Чтобы не дезориентироваться в потоке событий и добиться успеха в жизни, нужно уметь организовывать своё жизненное пространство. Автор перечисляет важнейшие основы самоорганизации личности:

  1. эффективное планирование;
  2. правильный выбор средств для успешного выполнения поставленных задач;
  3. обустройство личного пространства под конкретные цели;
  4. приобретение навыков работы с большим объёмом информации, организация хранения документов.

Джулия Моргенстерн предлагает воспользоваться её советами, создать свою методику самоорганизации с учетом целей, потребностей, индивидуальных особенностей.

  • «Визуальные заметки на практике» автор: Майк Роуди

Книга учит читателя создавать, пользоваться ситуационными визуальными заметками или скетчами, с их помощью фиксировать идеи, мысли, эмоции от увиденного.

Заметки представляют собой графики, рисунки, тексты, схемы. Ими отображается любая полезная информация, удобная для использования, запоминания.

Скетчи помогают планированию, мозговым штурмам, управлению делами, временем. С ними проще изучать языки, конспектировать лекции.

  • «Безумно занят. Как выбраться из водоворота бесконечных дел» автор: Тони Крэбб

Жизнь современника проходит в условиях многозадачности, когда все дни похожи друг на друга и человек живёт от отпуска до отпуска. Считается, что карьерный рост, новые проекты, контракты превыше семьи, здоровья, отдыха.

Книга побуждает читателя взглянуть на жизнь по-другому. Вырваться из круговорота дел, прислушаться к своим желаниям. Понять, что ежедневная многочасовая работа ведёт к нервозности, преждевременному старению мозга, тела.

  • «Не отвлекайте меня. Как сохранить высокую концентрацию несмотря ни на что» автор: Эдвард Хэлловэлл

Быстрый темп жизни, ежедневно меняющиеся события не должны мешать максимальной концентрации, выполнению первостепенных пунктов плана. Автор учит приёмам продуктивной работы, предлагает брать ситуацию под контроль.

Первая половина издания посвящена выявлению причин неумения сфокусироваться на главном. Во второй части автор предлагает методы тренировки концентрации для повышения профессионализма, личностного роста.

  • «Стрессоустойчивость» автор: Шэрон Мельник

Психолог с практическим стажем описала в книги методы противостояния стрессовым ситуациям. Шерон советует научиться управлять чувствами и эмоциями, не забывать про полноценный отдых. Главное, — душевное равновесие независимо от того, что происходит вокруг. Автор призывает не пытаться контролировать те аспекты, которые вам неподвластны, определить границы своей ответственности.

 




Добавить комментарий