Деструктивное поведение человека
27 012 0В психологии поведение разделяется на две основные категории: конструктивное и деструктивное поведение или нормальное и аномальное. Аномальное поведение, из которого вытекает деструктивное поведение, характеризуется тем, что является не одобряемым со стороны общества, нестандартным, а порой даже патологическим. Оно может являться отклонением, с точки зрения социальных, медицинских и психологических установок.
Важно! Деструктивное поведение человека лежит между нормой и общественной патологией.
Содержание
- Деструктивная модель поведения;
- Деструктивное поведение;
- Причины деструктивного поведения;
- Виды деструктивного поведения;
- Деструктивные формы поведения;
- Деструктивное поведение в конфликте;
- Социально-деструктивное поведение;
- Профилактика деструктивного поведения;
Деструктивная модель поведения
Деструктивное поведение, как и поведение в принципе, складывается из множества составляющих и отражается на всех уровнях человеческой жизни. В психологии поведение само по себе представлено в виде активной связки «стимул-реакция» и подразделяется на следующие компоненты:
- внешняя активность (движения, поступки, высказывания);
- внутренняя активность (мотивации, целеполагание, когнитивная обработка, эмоциональная реакция).
Важно! Внутренняя активность всегда найдёт выход во вне. Деструктивные мысли так или иначе воплощаются в деструктивных действиях.
Деструктивная модель поведения обладает рядом особенностей:
- вызывает у большинства людей негативную, отрицательную оценку;
- не соответствует социальным нормам;
- приносит ущерб, как личности, так и окружающим людям;
- выступает в качестве ответа на нестандартную ситуацию;
- связана с отрицательной направленностью личности;
- развивается в результате отсутствия социальной адаптации;
- имеет свои собственные индивидуальные черты.
Основу модели разрушительного поведения составляют:
[su_list icon=»icon: exclamation-triangle» icon_color=»#d8c910″]
- отсутствие мотивации;
- неадекватность;
- дезадаптивность;
- аутичность;
- отсутствие результативности.
[/su_list]
Деструктивное поведение
Любое поведение человека реализуется в обществе и носит социальный характер и всегда связано с речью, действием и целеполаганием. Деструктивное поведение отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.
Важно! Степень адаптации во многом определяет поведение личности.
Зачастую деструктивное поведение демонстрируется людьми, у которых не развито чувство ответственности, которые не умеют принимать самостоятельные решения и делать выбор. На индивидуальном уровне такие личности чаще склонны выбирать путь аномального поведения. Они могут проявлять своё разрушительное поведение по отношению к следующим социальным устоям:
- Духовно-нравственные нормы (общечеловеческие ценности).
- Морально-этические нормы (незафиксированные на бумаге правила).
- Правовые нормы (правила, закреплённые в правовых актах).
- Организационно-профессиональные нормы (инструкции).
- Индивидуальные нормы (права личности в обществе, личная ориентированность на те или иные установки и потребности).
Причины деструктивного поведения
Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве. В возрасте 4-5 лет ребёнок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Полноценная семья, члены которой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные поведенческие основы. Таким образом, люди, не получившие грамотного воспитания, любви и тепла, находятся в группе риска.
Важно! Часто дети перенимают деструктивную модель поведения своих родителей.
Учёные пришли к выводу, что деструктивное поведение успешно развивается на фоне следующих факторов:
- наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм, преступность, бюрократизм);
- ситуативные отклонения (наличие спекуляций, браков по расчёту и т. д.);
- ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны);
- либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсутствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения).
Виды деструктивного поведения
Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специалистам приходится работать с плавающей величиной – нормой. Она подвержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра будет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот. В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:
- делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);
- девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).
Многие учёные, психологи и социологи ещё с первой трети XX века задумываются над тем, какое именно поведение можно поместить в рамки девиаций и деструктивного поведения, и всегда ли такое поведение несёт исключительно негативные последствия. Разработано множество классификаций. Приведём таблицу, раскрывающую различные подходы к пониманию деструктивного поведения.
Дата | Учёный | Классификация | Суть |
1938 г. | Р. К. Мертон | Подчинение | Принятие общественных целей и средств их достижения |
Инновация | Принятие общественных целей, но не средств их достижения | ||
Ритуалзм | Отрицание цели из-за невозможности её достичь, но сохранение стремления к её осуществлению | ||
Ретретизм | Выход из социума из-за несогласия с его целями и средствами их достижения | ||
Мятеж | Попытка изменить общественные цели и средства их достижения | ||
1981 г. | В. В. Ковалёв | Девиации социально-психологического характера | — нарушение дисциплины; — нарушение социальных норм; — нарушение правовых норм; — демонстрация саморазрушения. |
Девиации патологического характера | — патологические; — непатологические. | ||
Личностно-динамические девиации | — реакция; — развитие; — состояние. | ||
1987 г. | Ф. Патаки | Преддевиантный синдром (предпосылки к девиантному поведению) | — аффективный тип поведения; — конфликты в семье; — агрессивные действия; — стремление к асоциальному поведению в детстве; — непереносимость учебного процесса; — низкий уровень интеллектуального развития. |
Основы девиантного поведения (устойчивые формы) | — преступление, — алкогольная зависимость, — наркотическая зависимость, — суицид. | ||
1990 г. | Ц.П.Короленко | Нестандартные действия | Мотивированное деструктивное поведение, выходящие за рамки общепринятых норм. |
Деструктивное поведение | — поведение, направленное на нарушение социальных установок; — уход от реальности с помощью психотропных веществ; — нарушение прав и законов; — саморазрушение (конформизм, нарциссизм, фанатизм, аутизм, суицид). | ||
1995 г. | В. Н. Иванов | Докриминогенное поведение | Игнорирование правил поведения в общественных местах, мелкие проступки, употребление наркотических веществ. |
Криминогенное поведение | Уголовно-наказуемые преступления | ||
2001 г. | Ю.А. Клейберг | Негативное поведение | Саморазрушение |
Позитивное поведение | Творчество | ||
Нейтральное поведение | Попрошайничество | ||
2004 г. | Е.В.Змановская | Антисоциальное поведение | Нарушение норм права, законов, несение уголовной ответственности. |
Асоциальное поведение | Нарушение этических норм, приводящее к трудностям в межличностном общении. | ||
Аутодеструктивное поведение | Поведение так или иначе влекущее за собой вред самому себе. | ||
2010 г. | Н. В. Майсак | Девиации по характеру поведения | — конструктивное поведение (творчество); — аутодеструктивное (зависимости и склонность к суициду); — внешнедеструктивное (правовые нарушения, коммуникативные отклонения). |
Девиации по уровню принятия обществом | — одобряемое (адаптация к группе); — демонстрация нейтралитета (неоднозначность в оценке поведения); — неодобряемое (отклонение от этических и правовых норм). |
Деструктивные формы поведения
Аномальное поведение может принимать различные формы в контексте взаимоотношения с социумом и адаптации к нему:
- Радикальная адаптация (попытка изменить, неустраивающий человека мир).
- Гиперадаптация (постановка недостижимых целей).
- Конформистская адаптация (подстройка под общепринятые нормы, с которыми индивид не согласен).
- Девиантная адаптация (мотивированное деструктивное поведение, выход за рамки нормы).
- Социально-психологическая дезадаптация (открытое отрицание необходимости в адаптации к социуму, приложение усилий, чтобы этого избежать).
Также деструктивное поведение может выражаться в виде следующих симптомах:
- агрессивное поведение по отношению к людям;
- враждебность при общении;
- склонность к разрушению вещей;
- желание расстроить уклад жизни близких;
- отсутствие возможности испытывать эмоции;
- угроза чужой и собственной жизни.
Деструктивное поведение в конфликте
Конфликт – это открытое столкновение интересов отдельных личностей или даже групп лиц. Психологи не призывают избегать конфликтных ситуаций, но, напротив, советуют научиться управлять их ходом. В таком случае конфликт приобретает статус конфронтации, цель которой – конструктивно разрешить ситуацию, прийти к консенсусу для всех конфликтующих сторон. Деструктивное поведение в этом случае заключается в неумении адекватно вести конфронтацию. Таким образом, мы имеем следующие стратегии ведения конфликта:
- Конструктивная. Человек стремится уладить спорную ситуацию миром, предлагая рабочие решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
- Деструктивная. Отсутствие навыков ведения конфронтации заключается в намеренном обострении конфликта, переходе на личность оппонента, неумении выслушать, излишнем эмоционировании. Девиант провоцирует соперника на агрессию и усугубление проблемы.
- Конформистская. Отдельно стоит отметить и этот вид неадекватной и отчасти деструктивной стратегии по ведению конфликта. В этом случае человек легко подчиняется оппоненту, старается избежать неприятного спора и быстрее его закончить, соглашаясь со всем, что ему говорят.
Социально-деструктивное поведение
Социально деструктивное поведение связано с социальной дезадаптацией – отсутствием понимания правил, по которым существует и функционирует человеческое общество. Человек, который демонстрирует деструктивное и асоциальное поведение, не в состоянии найти себя в обществе. Тем самым разрушительный характер его поведения только усиливается. Социально-деструктивные паттерны его поведения могут выражаться следующим образом:
- Социальная и личностная дискредитация. Подрыв репутации или авторитета личности. Склонность к критике, осуждению. Открытое оскорбительно-непочтительное поведение.
- Конкуренция. Деструктивное поведение может быть вызвано опасением за свои позиции в коллективе, что приводит человека к попыткам самоутверждения через других членов этого коллектива.
- Уход от искреннего общения. Личность, демонстрирующая разрушительные паттерны поведения, избегает открытого общения. Вряд ли он сможет адекватно ответить на прямой вопрос «зачем ты ведёшь себя таким образом?»
Читать статью: Деструктивные отношения — как наладить межличностные отношения в семье?
Профилактика деструктивного поведения
Работа по предотвращению деструктивного поведения должна начинаться с семьи и школьного образования. Именно в этом возрасте детям необходимо закладывать те идеалы, которые станут для них проводниками в мире взрослых людей.
Важно! Основная сложность, с которой сталкиваются родители и педагоги, заключается в том, что дети с деструктивными паттернами считают своё поведение нормой.
Психологи, работающие с детьми, дают несколько советов, которые помогут вырастить полноценную личность, вписывающуюся в социальные рамки:
- Поймите своего ребёнка. Первое, что необходимо сделать родителю и педагогу, это понять, почему ребёнок действует именно так, почему он демонстрирует деструктивное поведение.
- Создайте баланс на уровне надо-могу-хочу. Чтобы привить ребёнку полезные привычки (от чтения книг, до ежедневных походов в школу), необходимо соблюсти пропорцию между необходимостью, возможностью и желанием ребёнка это делать. Учитывая эти параметры, и объяснив ему, зачем нужно делать так, а не иначе, можно добиться того, что ребёнок выйдет из автоматического следования нормам и приобретёт мотивацию к их выполнению.
- Активируйте личностные ресурсы подростка. Помогите ребёнку реализовывать себя в разных направлениях деятельности. Экспериментируйте, добивайтесь того, чтобы он нашёл себе занятие по душе. Это благоприятно скажется на процессах его социальной адаптации.
- Решайте задачу взросления. Инфантильное расстройство личности часто становится фактором риска для появления аутодеструктивного поведения. Помогайте ребёнку постепенно становиться взрослым. Создайте ему условия для безболезненного перехода в мир ответственности и самостоятельного принятия решений.
- Проявляйте меньше агрессии. Старайтесь терпимее относится к промахам своего ребёнка. Вместо того, чтобы ругать его, объясните где он ошибся, и покажите на личном примере, как надо было сделать.
- Использовать телесно-ориентированный подход. Психологи советуют научиться работать со своим телом, понимать его, дифференцировать эмоции и их локализацию в организме. Это поможет ребёнку в процессе самоидентификации, научит его понимать себя и других.
Чувство долга – конструктивное или деструктивное чувство для личности?
Полезные статьи:
Как избавиться от самобичевания и самоедства
Как избавиться от мнительности, тревожности и негативных мыслей
Как начать жить, а не существовать — практические советы