Прислать материал

Деструктивное поведение человека

Автор: Ольга

27 012 0

Деструктивное поведениеВ психологии поведение разделяется на две основные категории: конструктивное и деструктивное поведение или нормальное и аномальное. Аномальное поведение, из которого вытекает деструктивное поведение, характеризуется тем, что является не одобряемым со стороны общества, нестандартным, а порой даже патологическим. Оно может являться отклонением, с точки зрения социальных, медицинских и психологических установок.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Важно! Деструктивное поведение человека лежит между нормой и общественной патологией.

Содержание

  1. Деструктивная модель поведения;
  2. Деструктивное поведение;
  3. Причины деструктивного поведения;
  4. Виды деструктивного поведения;
  5. Деструктивные формы поведения;
  6. Деструктивное поведение в конфликте;
  7. Социально-деструктивное поведение;
  8. Профилактика деструктивного поведения;

Деструктивная модель поведения

Деструктивное поведение, как и поведение в принципе, складывается из множества составляющих и отражается на всех уровнях человеческой жизни. В психологии поведение само по себе представлено в виде активной связки «стимул-реакция» и подразделяется на следующие компоненты:

  • внешняя активность (движения, поступки, высказывания);
  • внутренняя активность (мотивации, целеполагание, когнитивная обработка, эмоциональная реакция).

Важно! Внутренняя активность всегда найдёт выход во вне. Деструктивные мысли так или иначе воплощаются в деструктивных действиях.

Деструктивная модель поведения обладает рядом особенностей:

  • вызывает у большинства людей негативную, отрицательную оценку;
  • не соответствует социальным нормам;
  • приносит ущерб, как личности, так и окружающим людям;
  • выступает в качестве ответа на нестандартную ситуацию;
  • связана с отрицательной направленностью личности;
  • развивается в результате отсутствия социальной адаптации;
  • имеет свои собственные индивидуальные черты.

Основу модели разрушительного поведения составляют:

[su_list icon=»icon: exclamation-triangle» icon_color=»#d8c910″]

  • отсутствие мотивации;
  • неадекватность;
  • дезадаптивность;
  • аутичность;
  • отсутствие результативности.

[/su_list]

Деструктивное поведение

Любое поведение человека реализуется в обществе и носит социальный характер и всегда связано с речью, действием и целеполаганием. Деструктивное поведение отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.

Важно! Степень адаптации во многом определяет поведение личности.

Зачастую деструктивное поведение демонстрируется людьми, у которых не развито чувство ответственности, которые не умеют принимать самостоятельные решения и делать выбор. На индивидуальном уровне такие личности чаще склонны выбирать путь аномального поведения. Они могут проявлять своё разрушительное поведение по отношению к следующим социальным устоям:

  1. Духовно-нравственные нормы (общечеловеческие ценности).
  2. Морально-этические нормы (незафиксированные на бумаге правила).
  3. Правовые нормы (правила, закреплённые в правовых актах).
  4. Организационно-профессиональные нормы (инструкции).
  5. Индивидуальные нормы (права личности в обществе, личная ориентированность на те или иные установки и потребности).

Причины деструктивного поведения

Причины деструктивного поведения

Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве. В возрасте 4-5 лет ребёнок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Полноценная семья, члены которой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные поведенческие основы. Таким образом, люди, не получившие грамотного воспитания, любви и тепла, находятся в группе риска.

Важно! Часто дети перенимают деструктивную модель поведения своих родителей.

Учёные пришли к выводу, что деструктивное поведение успешно развивается на фоне следующих факторов:

  • наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм, преступность, бюрократизм);
  • ситуативные отклонения (наличие спекуляций, браков по расчёту и т. д.);
  • ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны);
  • либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсутствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения).

Виды деструктивного поведения

Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специалистам приходится работать с плавающей величиной – нормой. Она подвержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра будет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот. В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:

  • делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);
  • девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).

Многие учёные, психологи и социологи ещё с первой трети XX века задумываются над тем, какое именно поведение можно поместить в рамки девиаций и деструктивного поведения, и всегда ли такое поведение несёт исключительно негативные последствия. Разработано множество классификаций. Приведём таблицу, раскрывающую различные подходы к пониманию деструктивного поведения.

ДатаУчёныйКлассификацияСуть
1938 г.Р. К. МертонПодчинениеПринятие общественных целей и средств их достижения
ИнновацияПринятие общественных целей, но не средств их достижения
РитуалзмОтрицание цели из-за невозможности её достичь, но сохранение стремления к её осуществлению
РетретизмВыход из социума из-за несогласия с его целями и средствами их достижения
МятежПопытка изменить общественные цели и средства их достижения
1981 г.В. В. КовалёвДевиации социально-психологического характера— нарушение дисциплины;
— нарушение социальных норм;
— нарушение правовых норм;
— демонстрация саморазрушения.
Девиации патологического характера— патологические;
— непатологические.
Личностно-динамические девиации— реакция;
— развитие;
— состояние.
1987 г.Ф. ПатакиПреддевиантный синдром (предпосылки к девиантному поведению)— аффективный тип поведения;
— конфликты в семье;
— агрессивные действия;
— стремление к асоциальному поведению в детстве;
— непереносимость учебного процесса;
— низкий уровень интеллектуального развития.
Основы девиантного поведения (устойчивые формы)— преступление,
— алкогольная зависимость,
— наркотическая зависимость,
— суицид.
1990 г.Ц.П.КороленкоНестандартные действияМотивированное деструктивное поведение, выходящие за рамки общепринятых норм.
Деструктивное поведение— поведение, направленное на нарушение социальных установок;
— уход от реальности с помощью психотропных веществ;
— нарушение прав и законов;
— саморазрушение (конформизм, нарциссизм, фанатизм, аутизм, суицид).
1995 г.В. Н. ИвановДокриминогенное поведениеИгнорирование правил поведения в общественных местах, мелкие проступки, употребление наркотических веществ.
Криминогенное поведениеУголовно-наказуемые преступления
2001 г.Ю.А. КлейбергНегативное поведениеСаморазрушение
Позитивное поведениеТворчество
Нейтральное поведениеПопрошайничество
2004 г.Е.В.ЗмановскаяАнтисоциальное поведениеНарушение норм права, законов, несение уголовной ответственности.
Асоциальное поведениеНарушение этических норм, приводящее к трудностям в межличностном общении.
Аутодеструктивное поведениеПоведение так или иначе влекущее за собой вред самому себе.
2010 г.Н. В. МайсакДевиации по характеру поведения— конструктивное поведение (творчество);
— аутодеструктивное (зависимости и склонность к суициду);
— внешнедеструктивное (правовые нарушения, коммуникативные отклонения).
Девиации по уровню принятия обществом— одобряемое (адаптация к группе);
— демонстрация нейтралитета (неоднозначность в оценке поведения);
— неодобряемое (отклонение от этических и правовых норм).

Деструктивные формы поведения

Аномальное поведение может принимать различные формы в контексте взаимоотношения с социумом и адаптации к нему:

  1. Радикальная адаптация (попытка изменить, неустраивающий человека мир).
  2. Гиперадаптация (постановка недостижимых целей).
  3. Конформистская адаптация (подстройка под общепринятые нормы, с которыми индивид не согласен).
  4. Девиантная адаптация (мотивированное деструктивное поведение, выход за рамки нормы).
  5. Социально-психологическая дезадаптация (открытое отрицание необходимости в адаптации к социуму, приложение усилий, чтобы этого избежать).

Также деструктивное поведение может выражаться в виде следующих симптомах:

  • агрессивное поведение по отношению к людям;
  • враждебность при общении;
  • склонность к разрушению вещей;
  • желание расстроить уклад жизни близких;
  • отсутствие возможности испытывать эмоции;
  • угроза чужой и собственной жизни.

Деструктивное поведение в конфликте

Конфликт – это открытое столкновение интересов отдельных личностей или даже групп лиц. Психологи не призывают избегать конфликтных ситуаций, но, напротив, советуют научиться управлять их ходом. В таком случае конфликт приобретает статус конфронтации, цель которой – конструктивно разрешить ситуацию, прийти к консенсусу для всех конфликтующих сторон. Деструктивное поведение в этом случае заключается в неумении адекватно вести конфронтацию. Таким образом, мы имеем следующие стратегии ведения конфликта:

  • Конструктивная. Человек стремится уладить спорную ситуацию миром, предлагая рабочие решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
  • Деструктивная. Отсутствие навыков ведения конфронтации заключается в намеренном обострении конфликта, переходе на личность оппонента, неумении выслушать, излишнем эмоционировании. Девиант провоцирует соперника на агрессию и усугубление проблемы.
  • Конформистская. Отдельно стоит отметить и этот вид неадекватной и отчасти деструктивной стратегии по ведению конфликта. В этом случае человек легко подчиняется оппоненту, старается избежать неприятного спора и быстрее его закончить, соглашаясь со всем, что ему говорят.

Социально-деструктивное поведение

Социально деструктивное поведение связано с социальной дезадаптацией – отсутствием понимания правил, по которым существует и функционирует человеческое общество. Человек, который демонстрирует деструктивное и асоциальное поведение, не в состоянии найти себя в обществе. Тем самым разрушительный характер его поведения только усиливается. Социально-деструктивные паттерны его поведения могут выражаться следующим образом:

  1. Социальная и личностная дискредитация. Подрыв репутации или авторитета личности. Склонность к критике, осуждению. Открытое оскорбительно-непочтительное поведение.
  2. Конкуренция. Деструктивное поведение может быть вызвано опасением за свои позиции в коллективе, что приводит человека к попыткам самоутверждения через других членов этого коллектива.
  3. Уход от искреннего общения. Личность, демонстрирующая разрушительные паттерны поведения, избегает открытого общения. Вряд ли он сможет адекватно ответить на прямой вопрос «зачем ты ведёшь себя таким образом?»

Читать статью: Деструктивные отношения — как наладить межличностные отношения в семье?

Профилактика деструктивного поведения

Работа по предотвращению деструктивного поведения должна начинаться с семьи и школьного образования. Именно в этом возрасте детям необходимо закладывать те идеалы, которые станут для них проводниками в мире взрослых людей.

Важно! Основная сложность, с которой сталкиваются родители и педагоги, заключается в том, что дети с деструктивными паттернами считают своё поведение нормой.

Психологи, работающие с детьми, дают несколько советов, которые помогут вырастить полноценную личность, вписывающуюся в социальные рамки:

  1. Поймите своего ребёнка. Первое, что необходимо сделать родителю и педагогу, это понять, почему ребёнок действует именно так, почему он демонстрирует деструктивное поведение.
  2. Создайте баланс на уровне надо-могу-хочу. Чтобы привить ребёнку полезные привычки (от чтения книг, до ежедневных походов в школу), необходимо соблюсти пропорцию между необходимостью, возможностью и желанием ребёнка это делать. Учитывая эти параметры, и объяснив ему, зачем нужно делать так, а не иначе, можно добиться того, что ребёнок выйдет из автоматического следования нормам и приобретёт мотивацию к их выполнению.
  3. Активируйте личностные ресурсы подростка. Помогите ребёнку реализовывать себя в разных направлениях деятельности. Экспериментируйте, добивайтесь того, чтобы он нашёл себе занятие по душе. Это благоприятно скажется на процессах его социальной адаптации.
  4. Решайте задачу взросления. Инфантильное расстройство личности часто становится фактором риска для появления аутодеструктивного поведения. Помогайте ребёнку постепенно становиться взрослым. Создайте ему условия для безболезненного перехода в мир ответственности и самостоятельного принятия решений.
  5. Проявляйте меньше агрессии. Старайтесь терпимее относится к промахам своего ребёнка. Вместо того, чтобы ругать его, объясните где он ошибся, и покажите на личном примере, как надо было сделать.
  6. Использовать телесно-ориентированный подход. Психологи советуют научиться работать со своим телом, понимать его, дифференцировать эмоции и их локализацию в организме. Это поможет ребёнку в процессе самоидентификации, научит его понимать себя и других.

Чувство долга – конструктивное или деструктивное чувство для личности?

Полезные статьи:

Как избавиться от самобичевания и самоедства

Как избавиться от мнительности, тревожности и негативных мыслей

Как начать жить, а не существовать — практические советы

Что значит инфантильный человек

Как защитить личные границы

Как изменить себя и свою жизнь за 21 день

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:



Добавить комментарий

error: Content is protected !!